Думаю, стоит очень внимательно ознакомиться с интервью, которое дал РБК Леонид Федун.
У нас очень модно бросаться хлесткими фразами, вроде «Россия сдала все позиции» и тд. Однако еще месяц назад Федун, прекрасно понимая, к чему приведет развал ОПЕК+, много раз говорил о том, что соглашение нам необходимо как воздух.
Сегодня же к его словам о том, что без новой сделки только его компания была бы вынуждена сократить 50%(!!) своей добычи, я бы отнесся не как к некой аллегории, а как к более чем конкретной позиции.
Не стремлюсь сейчас никого оправдывать, ругать или хвалить. У нас хватает специалистов по «пригвождению» к позорному столбу или моральному распятию. Как-нибудь обойдусь без этого.
Моя задача здесь – разобраться, чего нам ждать дальше, как сокращение производства повлияет на нефтяные цены, и, конечно, как мы с вами сможем или не сможем заработать.
1. Обозначен новый нефтяной навес, давящий на рынок. Честно говоря, когда такой профессионал рынка нефти, как Федун, говорит о миллиарде баррелей нефти, хочется сказать – таки полный ой! Это нечто невероятное. Разговоры о так называемом излишке нефти в мире – не новость. Однако осознать его реальный масштаб… Действительно, отрезвляет.
2. Этот навес – результат не каких-то понтов Саудовской Аравии, пригрозившей залить весь мир дешевой нефтью. Одно дело –пообещать кого-то чем-то залить или испепелить. Арабы это любят. Нет, это в данном случае – полная ерунда. Напугать всех – дело святое. А вот залить… Так все И ТАК УЖЕ ЗАЛИТЫ ЭТОЙ НЕФТЬЮ ПО САМЫЕ УШИ. Кастрюлек не хватит подставлять!
Примерный размер добычи нефти во всем мире – порядка 100 миллионов баррелей в день. Иначе говоря, чтобы полностью снять этот гигантский навес, весь мир должен остановить производство более чем на 3 месяца. Это абсолютно беспрецедентно. И теперь легче понять, почему для устранения возникшего дисбаланса потребуется порядка двух лет. Или в мире вдруг должен начаться настолько сильный экономический рост, чтобы навес был оперативно закрыт органически. Что-то пока не сильно верится.
3. Избыток производства в мире сегодня даже не 10, а значительно более миллионов б/с. Что это означает? Да только то, что для стабилизации нефтяных цен вполне могут потребоваться ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ сокращения производства. И на повестку дня вдруг снова может встать этот вопрос. Уверяю вас, все, как зайчики, снова соберутся и что-то придумают. Ибо выхода нет. Да и нефтяники сами будут играть на опережение, сокращая нерентабельную добычу.
4. Ну и напоследок. Обратите внимание на слова о том, что, по сравнению с быстро разоряющимися малышами, Exxon и Chevron отнюдь не так активно спешили идти на сделки. Еще бы – эти ребята весьма уверены в своих силах, и нынешняя ситуация для них, гигантов, – шикарный момент прибрать к рукам все то, что плохо лежит. Это к слову о том, кто стратегически выиграет от всего происходящего. На ближайшие год-два нам с вами весьма интеллигентно намекнули, чьи котировки явно могут быть повыше. Или мы намек не услышали?
Для меня сегодня вопрос вопросов – как вычислить компании, которые не просто смогут спокойно преодолеть этот кризис, но и очень сильно выиграть по его итогам.
Довольно подробно говорил об этом на
Буду много и подробно говорить об уникальных возможностях, которые создал этот кризис.