Друзья! Хочу поднять очень важную сейчас тему ответственности журналистов и средств массовой информации.
За последние, невероятно нервные и напряженные дни, я видел следующее: есть целый ряд изданий и авторов, которые, в погоне за популярностью (согласитесь, время такое – все читают, думают, волнуются, теряют деньги, вслушиваются в каждое слово журналистов и экспертов), хайпуют, давая свою, одностороннюю и тенденциозную, трактовку сказанного.
Хочу обратиться к тем, кто пишет, кого читают, к тем, кто воздействует на людей. На мой взгляд, любые наши заявления сейчас должны быть крайне ответственными. Нужно понимать, что каждое слово может быть побуждением для людей что-то делать; потом люди могут раскаиваться и переживать.
Наша задача сегодня – быть крайне аккуратными, сдержанными, смотреть на ситуацию с разных позиций, взвешивать каждое слово. Это вопрос не только этики, но и здравого смысла, и нашего профессионализма, и человеческой ответственности.
Что я вижу последнее время? Есть ряд политологов, которые имеют определённый авторитет и могут воздействовать на умы, занимаются сейчас самопиаром, рассказывая про рубль по 100, или по 120 и т.д.
Пускай политологи занимаются политологией. Зачем им лезть в экономику и финансы? Зачем говорить о «решено опустить рубль»? Кем решено, как? Вы присутствовали на этом совещании? Вы все знаете?
Я так не думаю.
Есть законодательство, есть бюджетное правило. Минфин, согласно бюджетному правилу, обязан на торгах продавать валюту так же, как ранее он обязан был ее покупать, стабилизируя рубль и, в то же время, не допуская его излишнего укрепления. Не глупые люди придумали, кстати говоря. Кроме того, давайте договоримся: в руководстве Минфина и ЦБ сидят отнюдь не глупые, а весьма профессиональные люди. Которые, опять же, извлекли урок из событий 2014 года. Убежден: у них есть абсолютное понимание, что нельзя допустить панику людей.
Кстати, именно поэтому Минфин сегодня утром сообщил, что до сентября планирует, если потребуется, продавать несколько большие объёмы валюты, чем в обычных условиях.
Если подобные голословные заявления журналистов и политологов – попытки самопиара, это одно. Можно понять, хотя осуждаю.
Если это точная информация (я про то, что кем-то решено опустить рубль до 100 или 120) – поделитесь, указав источники.
Люди начинают нервничать, люди бегут в обменники. Теряют деньги. Потом, как сегодня на торгах, приходит Минфин и наводит порядок. Стабилизируя курс доллара.
Зато кто-то ярко и «красиво» попиарился. Зачем так делать?
Вчера я видел, как один известный телеграмм-канал опубликовал вечером сообщение о том, что US Treasures просит разрешения у Конгресса на «приостановку денежных рынков» в случае, если будут дальнейшие обвалы. Читаю внимательно первоисточник. Там написано: US Treasures просит полномочий для стабилизации ситуации, помощи рынкам и т.д.
Вот только «to backstop» означает подставить спину, помочь, но никак не остановить торги…
Почему это важно? Да потому, что если американцы сейчас остановят торги, просто закроют биржи, это опять же будет ударом по экономике и по рынкам.
Все взаимосвязано.
Рынки отбалансируются. Но, если будут закрыты торги, очень многие не смогут рефинансироваться, рассчитаться, не смогут провести различные сделки. Это только усугубит ситуацию, а не поможет.
Сейчас, как никогда, мы должны понимать: от журналистов, экспертов, требуется максимум осторожности в подаче информации, корректности и сдержанности, здравомыслия.
Не надо в погоне за хайпом нервировать людей.
Не забывайте: люди – это люди. Лишняя ажиотажная информация может, как минимум, существенно ударить по здоровью. Давайте жалеть друг друга, давайте помнить, что все мы вместе, все мы связаны и все мы в ответе друг за друга.
Лучше десять раз обдумать, поддерживать людей, а не пугать.
P.S. По следам утреннего поста, со мной связалось руководство ресурса.
Нужно отдать должное ребятам: извинились, детально разобравшись в ситуации и прослушав запись моего интервью их журналисту ещё раз, и переделали публикацию.
На этом конфликт считаю исчерпанным.