И снова о ставке.
Почему эта тема так важна для каждого из нас?
1. Уровень ставки – это в итоге то, почем нам обходится ипотека, потребительские кредиты и прочее. Понятно, что при ключевой ставке даже 5% годовых, никто нам не обещает ипотеку под 5%. Но под 6,5% реально, под 6,5 брать уже можно – для здоровья не критично
2. Это стоимость тех кредитов, что мы берем. Опять же, кредиты нам ни под 5%, ни даже под 7% никто не обещал. Однако, эффект мультипликаторов никто также не отменял. Полагаю, что если ставка выйдет на уровень 5% годовых, стоимость кредитов для населения с нынешних 13-15% (зачастую и более) годовых может постепенно дойти до 10%. И то хлеб, как говорится.
3. И, наконец, реальное снижение ставки – это то, что заставляет сегодня уже миллионы наших соотечественников брать свои кровные с депозитов и оживлять наш долгое время мертвый рынок корпоративных заимствований и, вообще, фондовый рынок.
Ждать осталось недолго: в пятницу Банк России может снова объявить о снижении ключевой ставки. Если это произойдет, это будет и ожидаемо, и оправданно.
Проблема в другом: на сколько она будет снижена? Дело в том, что снижение ставки на очередные 0,25 п.п. не способно ничего изменить в экономике.
А мы с вами прекрасно понимаем: ЕСЛИ ставка и будет понижена, то максимум на эти самые 0,25.
Политика Банка России уже давно, к великому сожалению, направлена исключительно на подстраивание к внешним условиям, а не на создание условий для ведения бизнеса в стране.
Хотя, откровенности ради, это и не входит в список задач нашего Регулятора. А зря, кстати говоря.
Ссылки на то, что деньги нейтральны и денежно-кредитной политикой ничего не добьёшься для экономики, вряд ли уместны в той среде, которая сложилась в нашей стране в настоящий момент.
Давайте подумаем: а что же это за зверь такой – НЕЙТРАЛЬНАЯ ставка?
По мне, при инфляции в районе 3,5-4% процента нейтральная ставка – это 4-4,5%.
Впрочем, у каждого свое понимание нейтральности.
Кроме того, давайте не будем забывать:
1. Весь мир находится в процессе активного пересмотра концепций, которые ранее казались незыблемыми. Меры денежно-кредитной политики – это то, что в первую очередь используют власти в ответ на развивающиеся кризисные явления, и так происходит повсеместно.
2. Важно то, что в ответ на малейшее ухудшение основных макроэкономических показателей быстро включается режим смягчения денежно-кредитных условий – именно поэтому в развитых экономиках за последнее десятилетие нет примеров глубокого спада
3. Набирают силу новые макроэкономические концепции, вроде Modern Monetary Theory, где принципиально переосмысливается роль центрального банка. Развитие мировой экономики в последние десятилетия показало, что идти вперед получается только у тех, кто в своей политике готов ставить перед собой амбициозные цели и не боится учитывать новые реалии. Снижение процентных ставок и рост госдолга, и даже финансирование госдолга за счёт ЦБ (то есть эмиссии) при адекватном подходе способны позволить экономике справиться со многими вызовами при минимальных издержках.
4. ЦБ не может в данной парадигме оставаться в стороне и держать своим основным приоритетом монетарную политику ONLY.
Но что ещё очень важно в контексте изменившихся подходов, так это то, что принятые в разных странах меры серьезно изменили конкурентную среду в мировой экономике. Во многих странах уровень доступности денежных ресурсов существенно повысился, что существенно облегчило условия для ведения бизнеса. Но там, где деньги остались дорогим и дефицитным ресурсом, такого конкурентного преимущества у бизнеса нет. А значит, и экспортные возможности такой страны, и даже положение внутренних производителей на домашнем рынке будут заведомо слабее, чем у зарубежных конкурентов, не испытывающих проблем с дешевым и долгосрочным финансированием. Конкурировать на равных такие компании просто не смогут.
Перевожу на русский с птичьего: хотим быть конкурентными в мире – не имеем права держать стоимость денег слишком дорогой.
Дополнительный момент: недоступность финансовых ресурсов – это действительно одна из ключевых проблем российского бизнеса. Доступ к внешним заимствованиям практически перекрыт, а внутри страны финансовые ресурсы остаются недоступными, как по стоимости, так и по срокам.
Ссылки на то, что просто нормальных проектов в стране нет, не выдерживают критики. Многие проекты потому и «не бьются», что сначала при такой стоимости финансирования возникает проблема чрезмерных по мировым меркам издержек, а потом и у потребителей (как у бизнеса, так и у населения) может не хватать средств на покупку этого товара или услуги, так как и они сталкиваются с денежными отграничениями.
Нормальный, белый, пушистый бизнес, платящий все мыслимые и немыслимые налоги не может себе позволить финансироваться под 12-14%. Ну не может и все.
Сейчас тех рентабельностей, что мы видели в далекие 90-е или 2000-е, давно уже нет в помине.
Высокий уровень процентных ставок в российских банках для бизнеса можно снизить только мерами ЦБ.
Застарелые проблемы банковской системы в России привели к тому, что действующих банков осталось уже меньше половины по сравнению с тем, что было пять лет назад. Разговоры о развитии региональных банков так и остались разговорами – и вот уже 60% активов банковской системы находится в руках пяти крупнейших банков. При том, что все остальные банки поставлены в крайне жесткие условия, и ожидать от них снижения процентных ставок в рамках обычной конкурентной борьбы не приходится.
Российскому бизнесу просто не хватает позитивного сигнала о запуске роста. Ну откуда взяться экономическому подъему, если риторика властей в основном сконцентрирована вокруг ограничений того или иного вида? Государство по факту не шибко этот рост стимулирует.
Про инвест климат ….. Вздохи и рыдания, переходящие в заунывный плач.
Взять хотя бы средства ФНБ – Центральный банк постоянно требует вкладывать их только за границей. А в ответ на ежемесячные колебания инфляции всегда выражает готовность ужесточить при случае свою политику.
Если же ключевую ставку все же снижают, то в основном лишь «мелкими шажками» – каждый раз по 0,25 п.п. Но при этом все понимают, что поднимать ставки ЦБ, если не дай Бог что происходит, готов сразу на несколько процентов.
Проходили. Помним.
В такой обстановке постепенное снижение ставки не может дать экономике столь нужный сигнал.
Уверенность в завтрашнем дне придет лишь тогда, когда бизнес поймет, что у властей, в том числе монетарных, есть четкие цели по развитию экономики и готовность их добиваться, а не просто желание всеми силами подстраивать инфляцию под изменение внешних обстоятельств. Сейчас уже понятно, что низкая инфляция сама по себе ничего не дает, когда нет нормального понимания завтра и послезавтра.
Более того, сверхнизкая инфляция может быть уже и проблемой для развития экономики.
Решение о более масштабном снижении ставки – не на традиционные 0,25 п.п, а на 1,0-1,5 п.п. – более чем назрело. Такое решение – это удачная возможность наконец послать рынку четкий положительный сигнал и вступить в 2020 год с по-настоящему позитивными ожиданиями. Это будет для экономики лучший подарок!
Еще раз – прекрасно понимаю, мы этого сегодня не дождемся.
Но, ребята, вы бы хоть намекнули…