Поступил вопрос от читателя: что я думаю о перспективах «Лукойла» с учетом действующей ныне программы buy back, то есть по обратному выкупу акций с рынка?
Во-первых, это решение – не новость. Данная программа действует с сентября 2018 г. и продолжится до конца 2022 г. С тех пор компания выкупила около 5% своего уставного капитала и потратила на это почти $3 млрд. Таким образом, текущая программа почти закончена, но следом, скорее всего, последуют новые.
Во-вторых, не думаю, что buy back будет как-то значительно отражаться на рыночных котировках. С сентября прошлого года цена акций «Лукойла» на ММВБ стала дороже на 16%, практически в ногу с индексом, который вырос примерно на 17%.
В-третьих, какую цель преследует компания? Очевидно, улучшение дивидендной политики. Ведь это, в условиях сокращения количества бумаг в обращении в результате buy back, позволит увеличить темп роста дивидендов на акцию.
Что дальше? Учитывая исчезновение в РФ парадигмы роста капитализации, не исключаю, что крупные частные компании будут постепенно покидать фондовый рынок. В данном случае говорить об этом преждевременно, но тенденция налицо.
Очень бы этого не хотелось. Надеюсь, что все это делается не с целью ухода компании с фондового рынка. Более того, есть надежда, что парадигма роста капитализации будет возрождаться в РФ. Смотрим в будущее с очень осторожным оптимизмом. Хотя, чего скрывать, довольно часто он сменяется не менее осторожным пессимизмом…