Как мы оказались в этой точке?
С 2019 г. на внутреннем рынке РФ действовал демпферный механизм:
Демпфер – и есть одна из причин, почему бензин все время дорожает, независимо от мировой нефтяной конъюнктуры. Это делалось не ради мемов, а для стабильности цен, которые не должны были расти быстрее инфляции. Но времена для бюджета сейчас непростые. Поэтому с 1 сентября выплаты нефтяникам по демпферу были урезаны вдвое.
Механизм стабилизации внутренних цен перестал штатно работать
Экспорт вырос, а биржевые цены на бензин и дизель в первые недели сентября стали обновлять рекорды почти ежедневно. Ну и розничные цены тоже подтянулись, прибавляя почти 10% за год. И это среднее по больнице, в ряде регионов стало проблемой просто найти топливо.
Регуляторам это не понравилось, но на полноценный возврат демпфера денег в бюджете нет. Тем более, что мировые цены подскочили – значит платить нефтяникам нужно больше.
Призывы к сознательности в таких случаях работают плохо. Если экспорт выгоднее, значит будут экспортировать, пока дают. А внутри страны дефицит топлива будет все острее.
Правительство решило не ждать, пока дефицит станет критическим, и пошло на радикальные меры, закрыв экспорт бензина и дизеля. Примечательно, что биржевые цены поползли вниз чуть раньше, как будто нефтяники надеялись убедить регуляторов избежать крайних мер.
Что теперь будет?
Краткосрочно внутренние цены стабилизируются – на бирже цены на бензин и дизель уже рухнули. Не удивлюсь, если небольшое снижение цен на заправках мы тоже вскоре увидим. Все заинтересованы хотя бы в видимости решения проблемы.
А дальше, как всегда, творчески.
Будет зависеть от длительности запрета экспорта, от того, на каких условиях его отменят (если отменят). Президент также внес предложение о введении квот на экспорт нефтепродуктов по аналогии с удобрениями.
О том, как все это может сработать, поговорим в следующих заметках.