Саудиты выходят в лидеры
Английская The Sunday Times недавно довольно точно суммировала новые реалии: «Залив сейчас переживает свой “Золотой Век”, период для региона более благополучный и мощный, чем даже годы “нефтяного бума” 1970-х и 80-х».
Именно арабский Персидский Залив сегодня становится неким островком относительной стабильности, предсказуемости, прорывных мегапроектов, строек и новой глобализации в нашем все более нестабильном и фрагментирующемся мире. Можно констатировать, что мы являемся свидетелями рождения “нового Залива”, которое вполне возможно запустит и процесс переустройства всего Ближнего Востока.
Смею утверждать, что по-настоящему глубинные перемены возникли и будут в значительной степени определяться процессами происходящими в самой “колыбели’ Ислама и Арабского Халифата – в Аравии Саудов. Эта страна постепенно, но верно выходит на лидирующую позицию в переформатировании арабской Исламской Цивилизации к условиям новой технологической революции, к глобализации их же элит и выходу на авансцену более молодого поколения арабов Залива.
Для сторонних наблюдателей мой тезис может показаться чересчур оптимистичным на фоне довольно турбулентной истории региона в 20 и начале 21 вв. – развал Османской и Британских империй, арабо-израильский конфликт, ирано-иракская война, война за Кувейт, иракская война, Аль-Каида, исламский фундаментализм, “Арабская Весна” и т. п. Just name it. Куда ни ткни – одни проблемы и вызовы их собственной и мировой безопасности, и так на протяжении многих десятилетий.
Все так, и история региона действительно пестрит тревожными эпизодами, да и сейчас потенциальный конфликт с Ираном (или Израиля с Ираном), а также непростая ситуация в Йемене, не позволяют говорить о полном исчезновении геополитического риска из реалий бизнеса и экономик Персидского Залива.
Однако более вдумчивый анализ все ж показывает, что риск большой Войны сильно упал, и регион этот сфокусировался в основном на созидательной повестке. В Аравии все очень быстро меняется, хотя пока это не очень заметно со стороны. Несмотря на моё хорошее образование по Арабскому Востоку в ИСАА МГУ и в Оксфорде, мне потребовалось довольно много времени, общения, встреч, разговоров, книг и т. д, чтобы по настоящему “врубиться” в тему. Не думаю, что европейский, американский или российский обыватель действительно в курсе или читал что-то о том, что я пытаюсь здесь донести. Очень мало кто реально понимает “расклады” внутри местных обществ, правительств, в регионе и вокруг Залива. Профессионалы есть, но их мало.
Мне в оценке реалий очень помогает бизнес. Думаю, именно в сфере прорывных технологий, венчуров, финансов, проектов будущего, инвестиций и денег и “куется” это иное будущее Аравии и Залива. Как нигде в этих сферах очевидна стремительная интеграция Залива в мировые процессы технологической и промышленной революции, причём порой с очень конкурентной и даже лидирующей позиции.
На наших глазах формируется новая динамика отношений Ислама и Прогресса, Традиции и Модерна, и Мусульманской “Уммы” (Общины) и Четвёртой Промышленной Революции.
И, повторюсь, именно процессы в Саудовской Аравии – ключ к укоренению и ускорению этих трендов. Глубинные изменения традиционного исламского общества в Заливе начались, конечно, с Дубая и Эмиратов, но по-настоящему масштабный характер процесс модернизации приобрёл благодаря внутренним преобразованиям именно в КСА в силу размера его населения, территории и исторической роли этой страны в судьбе арабской Исламской Цивилизации.
Как результат, мы будем иметь Залив, который через лет так 10-20 вполне может стать одним из лидирующих центров технологической модернизации человечества и одним из лидеров 4-й Промышленной Революции в Азии. Будет ли там демократия Западного типа – вопрос очень спорный (я лично очень сильно сомневаюсь), но то, что в странах Залива будет передовая инфраструктура, транспорт, города будущего на новейших технологиях, технопарки, финансовые центры, хорошее образование и мощный туризм – сомнений нет. Этот регион будет зоной благополучия, прогресса и относительного достатка на фоне многих соседних районов мира.
Несомненно, что Персидский Залив стремительно превращается в один из главных центров новой мировой глобализации и в мощнейший транспортный и логистический узел или “хаб” на планете. В дополнение к Дубаю и ОАЭ, Сауды создадут ещё более мощный воздушный хаб и кластер в районе строящегося НЕОМ Сити с мощностями и амбициями превзойти аэропорт Дубая. Все это довольно удачно географически расположено недалеко от Египта (и его курортов), Иордании, Израиля и т. д.
В будущее смотрят с оптимизмом
Внимательному наблюдателю, находящемуся внутри региона, предпосылки будущего успеха понятны.
В Заливе как грибы множатся филиалы западных университетов, клиник, новые международные школы, рестораны, места досуга и т. д. Качество жизни для местных и экспатов идёт вверх, и арабская молодёжь, значительная часть которой училась или учатится на Западе, постепенно меняет облик “арабской улицы” крупных городов. Те западники и россияне, кто видел Аравию 7-10 лет назад или ранее, поражаются и темпам и масштабам изменений с 2017 г. (год окончательного укрепления власти и начала глубинных перемен, инициированных наследным Принцем Саудов Мухаммедом Бин Салманом (или сокращенно MBS).
Факторы экономического роста региона
Главное, бесспорно, нефть и газ. С резким падением объёма энергетического сотрудничества России и Европы, “старушка Европа” с удвоенной энергией повернулась в сторону Залива. Результаты в пользу арабского региона на лицо.
По прогнозам МФВ, “коллективный” Персидский Залив, т. е. страны Совета Сотрудничества Персидского Залива/GCC (Gulf Cooperation Council), куда входят все богатые арабские страны Залива (кроме персидского Ирана и стоящего несколько в стороне Ирака) дополнительно заработают $1.1 трлн в следующие четыре года на фоне коллапса энергетического сотрудничества России и Европы.
2022 год стал настоящей “бонанзой” для КСА, ОАЭ и других. Саудовская Аравия, по данным МФВ, стала самой быстрорастущей экономикой G20 (ВВП выросло аж на 7.8%, оставив далеко позади Индию и Индонезию). Профицит текущего торгового баланса в прошлом году превзошел $160 млрд (на минуточку, почти 14% ВВП).
ВВП КСА продолжит расти около 5% в 2023-м, и далее в диапазоне 3-4% в год в 2024-26 гг., значительно опережая среднемировые и западные показатели. Нефть и нефтепродукты по-прежнему составляют более 70% доходов страны, но задача (как это уже происходит в случае с Эмиратами) снизить этот показатель до ниже 50% за счёт диверсификации экономики и перераспределения огромных “нефтедолларов” в инфраструктуру, промышленность, технологическую модернизацию, образование, туризм и т. д.
ВВП Дубая (“витрины успеха” Эмиратов и всего Персидского Залива) в 2022 г. подскочило аж на 9%, и будет продолжать расти по 5% в год в следующие 3 года. (К сведению, доходы от нефти в Дубае это всего лишь 4 с небольшим процента ВВП, и рост идет за счет несырьевых отраслей). Цены на недвижимость в лучших районах Дубая удвоились за последние пару лет, и россияне, кстати, вместе с казахами и другими представителями постсоветских государств, сыграли в этом процессе лидирующую роль.
Поток туризма в Эмираты быстро вернулся к доковидному 2019-му, и будет расти и далее. Россияне массово переезжают на работу в ОАЭ вместе с бизнесами и офисами, и пока этот тренд сохранится. Тут же растут и европейские и среднеазиатские диаспоры. Про Индостан – я молчу. Популярная шутка тут: “Лучший штат Индии – это Дубай”.
Тренды развития Залива
Новая энергетическая “вводная” в реалии региона очень удачно и своевременно вписалась в тренды, которые начали выкристаллизовываться в Персидском Заливе последнее десятилетие.
Их несколько:
Первое. Заметное ускорение модернизации и глобализации региона. Мы уже коснулись некоторых аспектов этой темы выше. Процесс технологического и экономического переустройства и модернизации ряда стран региона будет лишь нарастать, ибо именно туда будут вливаться десятки миллиардов долларов дополнительного дохода от нефти и газа.
Руководство Эмиратов недавно озвучило стратегию удвоения объёмов торговли и инвестиций в стране в следующие 10 лет (план на $7 трлн) с перспективой превращения Дубая/Абу-Даби в 4-й по важности мировой финансовый центр после Нью Йорка, Лондона и Китая.
Саудиты не отстают и по масштабам ряда проектов (НЕОМ, новый аэропорт/мировой авиационный хаб рядом с Риядом, создание курортной зоны в Красном Море, новый облик столицы и т. д.) даже превосходят амбиции эмиратцев. “Стратегия 2030” (Vision 2030) предполагает что как минимум $2 трлн будет потрачено на создание новых городов (НЕОМ, прежде всего, переустройство Рияда, создание финцентра Ближнего Востока и т. д).
“Стратегия 2030” предполагает, что по завершению строительства и модернизации туризма Аравию сможет посещать до 100 млн туристов в год (цифра кажется ошеломляющей для страны, которую редко кто вообще посещал с туристическими целями до очень недавнего времени). Для этого саудиты вскоре начнут строить новый аэропорт под НЕОМ, который по размерам аэроперевозок (185 млн пассажиров в год) должен затмить Дубай, и стать главным перевалочным хабом в мире.
Вскоре у Саудов появится и новая авиакомпания RIA, от которой ожидается что она будет успешно конкурировать и превзойдет по объёму бизнеса и Emirates и Etihad.
Многие планы саудитов, эмиратцев, катарцев и других порой кажутся нереальными. Настолько они масштабны и грандиозны. Западный (да и русский) обыватель зачастую циничен и скептичен. Он привык, что ему постоянно что-то перепродают или “втюхивают” и не очень склонен принимать любые мегапроекты и образы чудес будущего за “чистую монету”.
Я лично уверен, что Саудиты сделают, если не все, то большинство из того что задумали. Это может быть не 30-й, а 40-й год, но это БУДЕТ. В этом меня убедил собственный жизненный опыт.
Как все начиналось.
Первый раз я посетил Дубай в 1993 г. в составе делегации Лондонского Института Стратегических Исследований (IISS). Компания была пестрая: в основном сотрудники think tanks CША и Европы, дипломаты, шпионы, аналитики всех мастей, и пр. Как обычно в общем ? Главные западные мозги по региону. IISS хорош в этом. Тема была, как сейчас помню, будущее Персидского Залива.
Тогда, в 1993-м, эмиратцы упорно на картинках и в презентациях объясняли нашей довольно-таки профессиональной, интеллектуальной и академически “продвинутой” тусовке, что “через четыре года ЗДЕСЬ будет город-сад”. К нашему стыду стоит признать, что никто из нас особо не верил всем этим “миражам в пустыне” ?. “Прожжённые” опытом Ближнего Востока американские и английские эксперты, аналитики и разведчики порой тихо посмеивались и острили в кулуарах… типа “вещай мне о том, как космические корабли бороздят просторы Большого Театра”.
Прошло 20 лет и гуляя по Дубаю я вспоминаю те семинары, те наши сомнения и понимаю: все что обещали и говорили нам тогда эмиратцы, они СДЕЛАЛИ. Мы же в тот 1993-й, ни западники, ни русские, недооценили ни силу их видения, ни амбиции, ни волю, ни потенциал. Вот такая история.
КСА, если говорить очень упрощенно и грубыми мазками” – это как Эмираты лет 10-15 назад. Только масштаб Игры раз так в 6-10 побольше (и по населению, и площади, и размерам рынка, и близости к Египту (100 млн человек) Иордании, Ираку, Эфиопии (там скоро 120 млн и т. д.). “Через четыре года здесь будет город-сад”. Модель уж реализована в соседнем ОАЭ и все неплохо работает. А кругом и вокруг – огромные рынки потребления многих товаров и услуг.
Насчёт “города-сада”. Кстати, это не только с советской школьной скамьи прилепившаяся фраза, но и реальность. Сауды планируют просто колоссальную программу ‘форестиризации” и озеленения Рияда и окрестных районов. Будет высажено до 10 млрд деревьев, на новых почвах… в центре самого Рияда создаётся зелёный парк по типу New York Central Park, что станет самым большим в мире. И т. д. и т. п. Короче! Ждите. Лет этак через 15-20 мы не узнаем Аравию. И это не слова (см историю ОАЭ).
Второе. “Равноудаленность” на фоне крайне выгодного географического расположения на стыке Евразии и Африки.
Многие десятилетие Залив однозначно находился под сильнейшим влиянием Запада, сначала Британии и после Второй Мировой Войны, конечно, США. Нефть Залива – была “жизненно важна” экономике США и Запада, за неё велись войны, строились военные базы и вокруг региона постоянно дежурили авианосные группы.
Все поменяла та же нефть и новые реалии в регионе. В 2013 г. США впервые стали самодостаточными в области углеводородов сырья, прежде всего за счёт сланцевой нефти, и интерес к Ближнему Востоку сразу и резко пошёл на спад.
9/11 несколько отсрочил стратегический “откат” Америки, но последующие неудачи войн и политико-социальной “инженерии” в Ираке и Афганистане привели к полной переоценке Вашингтоном своих целей и задач в этой части мира.
Вне политики – вне конкуренции
Залив, как результат, получил большую свободу рук, и постепенно перешёл к политике взвешенных и более-менее равноудаленных отношений со всеми глобальными центрами мировой политики (Запад, Китай, Индия, Россия). Фокус отношений с США сместился в основном в область поставок вооружения и динамики в треугольнике Запад-Иран-Залив.
При этом заметно и быстро выросла роль Китая. В 2019 г. Китай обогнал Евросоюз и стал самым крупным торговым партнёром КСА ($76 млрд). ОАЭ – это главные ворота реэкспорта китайских товаров в Африку и на Ближней Восток.
КСА и ОАЭ заняли довольно нейтральную позицию по российско-украинскому конфликту, дистанцируясь от выбора сторон и поддерживая диалог на уровне лидеров с обеими сторонами противостояния. В их интерпретации, это “европейский” конфликт (читай, нас особо не касается) и мы за скорейшее мирное урегулирование.
С Израилем отношения тоже заметно улучшились. ОАЭ, Бахрейн и Израиль установили дипотношения и начали активно сотрудничать в ряде областей в рамках Abraham Accord. Последнее было бы вряд ли возможно без согласования с Риядом, который тоже заметно понизил градус противоречий с Тель-Авивом.
Как результат всего – Залив все быстрое становится суперудобным “хабом”/центром связей (transport, logistics, trade, business, financial hub) для ВСЕХ. И КСА, и ОАЭ, и Бахрейн, и другие почти со всеми дружат – и с Китаем, и с Западом, и с бывшим СССР, и с Индией и т. д… и, как результат, Залив ВСЕМ УДОБЕН как такая более-менее нейтральная площадка и перекрёсток всех путей, потоков, и коммуникаций.
И география тоже сильно помогает Заливу. В радиусе 5 часов лета – почти вся Европа, Африка, Южная и Юго-Восточная Азия, Западная Австралия, бывший СССР… в чем-то это такой “пуп земли” в Евразийско-Африканском массиве. Из этой локации реально удобнее делать бизнес, покрывающий одновременно и все перечисленные регионы, чем откуда бы ни было ещё. Идеальное место для нового витка “глобализации”.
Вывод. Мы стоим на пороге мощных позитивных перемен и прорывов в регионе Персидского Залива, прежде всего в Саудовской Аравии. Это создаёт уникальные возможности и бизнесам и людям разных областей знаний. Советую вникнуть в происходящее и искать синергию. Вряд ли какой регион мира в следующие 20 лет создаст такие уникальные возможности реализации себя и потенциала некоторых бизнесов и компаний как регион Залива и может быть “стран MENA” в широком смысле слова.
P. S. Ну и, наконец. Пишу я изредка как хобби и, как человек c прошлым в области стратегического анализа, арабист и хорошо обученный спец по этому региону.
Мой основной бизнес все же – NRG Ventures, и я с радостью спешу заявить, что мы в Рияде подписали соглашение о стратегическом партнёрстве между NRG Ventures (нас двое партнеров – я и Роман Тян) и King Abdulaziz City for Science and Technology (KACST) (см. фото и выдержки из арабской прессы).
Для нас это огромный успех и дoверие ибо КACST и создан руководством Саудовской Аравии для привода новых технологий и технологических стартапов и компаний в Аравию. Мы вместе будем развивать и Фонд и Инновационный Технологический Хаб в Рияде. KACST – самый крупный Инновационный Хаб в Саудовской Аравии, Персидском Заливе и вообще на Ближнем Востоке. Теперь мы – стратегические партнёры.
Как-то так. Ручками, так сказать, буду делать то, о чем вот написал. Вместе с партнёрами и коллегами. Возможно, это будет один из самых насыщенных и интересных периодов жизни и карьеры, ибо жизнь это про то как to be in the right time at the right place и luck favors the prepared.
Вот статья о нас в местной прессе.
Если кто-то хочет обратиться по делу, мы открыты диалогу и на нас полный stamp of approval руководством КСА!
Об авторе.
Максим Шашенков
DPhil в области международных отношений (защитился в Оксфорде).
Автор публикаций, спикер по Ближнему Востоку и по российско-западным отношениям.
Управляющий директор VPE Capital. Сооснователь венчурного фонда NRG Ventures. Давно работает с Дубаем и ОАЭ.