В конце прошлого месяца Банк России рекомендовал брокерам закрыть неквалифицированным инвесторам доступ к покупке иностранных бумаг из любой юрисдикции. Минфин и профучастники, разумеется, выступили против. Как итог – ЦБ решил «переспать» с идеей допуска неквалов хотя бы к бумагам дружественных стран. И на том спасибо, как говорится.
Напомним, что для получения статуса квала регулятор планирует повысить имущественный ценз с ₽6 млн до ₽30 млн, а также полностью исключить высшее образование как самостоятельный критерий. Видимо, зарабатывают деньги только умные, или же при получении круглой суммы появляются все необходимые знания. Логика, как с наступлением совершеннолетия и появлением соответствующих прав.
Хотя прекрасно понимаем ЦБ – риски кратно возросли и для того, чтобы их минимизировать нужен формальный повод, ограждающий большую часть инвесторов. Ведь давайте будем честны: мало кто понимает инфраструктурные риски до конца, даже среди квалов.
В общем, перспектива не из приятных, – подумали инвесторы и начали массово подавать заявки на получение заветной «корочки».
Желание сохранить доступ к более широкому спектру финансовых инструментов привело к тому, что количество квалов на рынке акций Московской биржи за август выросло на 7% до 383,7 тыс. Попутно с этим, доля квалов в общем объеме торгов акциями увеличилась до 43% в августе, правда, до этого она составляла 42%. В очередной раз видим печальную тенденцию – количество счетов растет, а вот количество активных счетов стоит примерно на одном и том же месте.
Как бы там ни было, наличие статуса квала у большинства инвесторов явно пойдет на пользу инфраструктурным игрокам, ведь чем больше клиентов сохранит доступ к торгам иностранными активами, тем для них лучше.
Однако Банк России продолжает настаивать на инфраструктурных рисках. Регулятора понять можно – тот, кто обжегся на молоке, дует и на воду. Вероятность тотальной блокировки всех иностранных активов хоть и невелика, но она существует. Кто сказал, что не будет новых санкционных пакетов? В конце концов, плох тот банк, который не готовится к ограблению. А когда под риском находится не только банк, но и его клиенты – подумаешь дважды.