Полагаю, сегодня каждый, проснувшись, первым делом тянется к телефону или компьютеру: что происходит в Украине?!
Ощущение, что мы каждый день просыпаемся в новой стране. О которой узнаем что-то новое, о чем ранее и подумать было сложно. И…. это правда. Мы ежедневно просыпаемся в новых реалиях.
Сегодня каждому человеку и каждому бизнесу приходится решать – что делать, как теперь жить и работать. Да и вообще… Это дни непростого общения с собственной совестью и внутренней картинкой мира.
Итак, санкции. Канада, Япония, Великобритания, Евросоюз и США огласили свои первые санкции. Эти санкции коснулись и финансового сектора, и транспорта, и сектора технологий, и, похоже, всей нашей жизни. Сегодня мы можем лишь гадать, санкции против какого банка носят максимально жесткий характер, включающий заморозку активов, против какого – характер относительно мягкий. Эдакий вегетарианский.
Друзья! В самое ближайшее время мы четко все разберем. Поговорим о том, что в каждом конкретном случае рационально делать. Пока понятно одно: санкции не коснулись российских дочек иностранных банков.
Во время выступления Байдена, где он анонсировал санкции – очередной горячий американский привет России, золото стремительно падало. Впрочем, как и нефть. Рынки приободрились. Ожидаемый страшный ужас-ужас оказался ужасом, но не настолько страшным, как многие ждали.
Хотя, если честно, все мы прекрасно понимаем, что задача дедушки – просто анонсировать. Все остальное – прерогатива американского Минфина, US Treasures и других почтенных организаций. И там, увы, мы находим гораздо больше «нежных и добрых» деталей, которые вряд ли порадуют многих.
Дед несколько приободрил поникшие рынки. Хотя бодрости хватило всего на несколько часов. А далее мы увидели, что американские фьючерсы снова смотрят вниз. Впрочем, об этом – отдельный разговор.
Центробанк сообщил о том, что «ЦБ и правительство России будут оказывать любую необходимую поддержку банкам, попавших под санкции западных государств. Об этом сообщает пресс-служба регулятора.»
«Все операции банков в рублях будут осуществляться, и соответствующие услуги предоставляться всем клиентам в обычном режиме. Все средства клиентов в иностранной валюте также сохранены и могут быть выданы в валюте счета. Банк России готов оказать поддержку банкам средствами в рублях и иностранной валюте», — сказано в сообщении.
Перевожу на русский язык: держателям валютных депозитов, по всей видимости, ничего не угрожает. Хотя бы по этому поводу можно не особо волноваться.
Важный момент. Ценные бумаги на балансе лицензированных финансовых компаний и банков будут ПОКА оцениваться по балансовой цене. И на том, как говорится, спасибо.
Что мы знаем и видим в реальности?
Рубль, благодаря ЦБ и извлеченным из 2014 года урокам, неплохо держится. Пока. Диапазон более-менее понятен – все вокруг 85.
Российский рынок пытается нащупать дно и как-то оттолкнуться. Хотя, если честно, не уверен, что в текущих условиях еще можно делать выводы о том, на каком уровне все успокоится. Ожидаю, что сильна волатильность продлится еще как минимум 3-5 дней.
Да и как сейчас можно о чем-то с уверенностью говорить, если еще не до конца понятны новые условия работы бизнеса. Боюсь, для многих текущая ситуация закончится банкротством бизнеса или невозможностью его ведения в прежнем понятном формате. А какой это будет новый формат – одному Богу известно.
Трудно делать окончательные выводы когда в городе, который я очень люблю, звучат сирены и люди просыпаются от грохота взрывов.
Когда вчера полдня общался с друзьями оттуда судорожно пытаясь понять – чем я им могу помочь. Мда… «Киев бомбили, нам обьявили….»
В это время «милый привет» подоспел с Востока. Вчера периодически приходили сообщения, что Китай воспользовался ситуацией в Украине и вторгся в Тайвань. 9 китайских истребителей вошли в воздушное пространство острова. Почему-то, когда месяцем ранее Китай совершил самое масштабное «вторжение» не с 9, а с 39 единицами боевой техники, шума было меньше.
Когда еще два месяца назад я прогнозировал, что этот год принесёт нам невероятное обострение геополитических проблем… Такого я не предполагал.
Вместо послесловия. В конце прошлого года, принимая участие в профильной конференции, один известный экономист, отвечая на мое выступление, пожурил меня: дескать, Евгений Борисович, всегда такой оптимистичный, сгущает краски.
Увы, Андрей. Я был слишком оптимистичен.