Когда мы с вами обсуждаем санкции – тут все более или менее понятно.
Точнее, пока еще достаточно мало понятного по одной причине: анонсированы уже и вполне вероятно будут введены ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ пакеты санкций. То есть новые приветы от наших европейских и американских «коллег». Но и это в какой-то момент пройдет. Ибо ситуация неким образом стабилизируется.
Ясно или скоро будет ясно, как далее будут работать банки, инвестиционные компании. Куда россиян вообще пустят, а не отгородятся от них стеной «нет». Где-то через месяц-другой будет яснее, как в нынешних, принципиально изменившихся условиях будет работать бизнес в России.
Все встанет на свои места. Даже российский рынок. Где-то он устаканится. Переместится на иной ценовой уровень и заживет своей жизнью.
Но есть одна тема, которая теперь надолго останется с нами и окончательно превратится в фактор неопределенности. Я о том, что очень трудно измерить или оценить. О мадам токсичность, будь она неладна. Очень мерзопакостная гражданочка. Шапокляк нервно курит в углу.
Современный мир серьезно изменился. Он не тот, каким мы его знали лет 15-20 назад. Им, этим миром, сегодня правит глобальный комплаенс и риск-менеджмент. С недавнего времени – ESG стандарты. А ESG – это не только Environment. Здесь мы еще можем иметь просторы для творчества.
Что с social & governance стандартами делать будем? А они, эти стандарты (там весьма много чего имеется), требуют исключения бизнесов, ведущих свою работу по этим стандартам, от взаимодействия со всем, что так или иначе считается токсичным.
Как мы это почувствуем? Начнем с того, что мы это УЖЕ почувствовали, за последние 6-7 лет. Скажу больше: мы это чувствуем сейчас постоянно.
Далее, по всей видимости, все то, что мы чувствовали ранее, будут жалкие такие цветочки. Затем начнутся весьма гнилые ягодки.
Даже те, кто к текущим событиям имеет такое же отношение, как гусары к космонавтике, но ведет бизнес и не только в РФ, вдруг начнет сталкиваться с абсолютной дискриминацией.
- Российский? Извините, но до свидания. Извините, но мы предпочтем иных поставщиков или клиентов. Иных заказчиков или контрагентов.
- Почему?
- Потому. Сорри (здесь никто ничего объяснять не будет) – вы не соответствуете критериям.
Понятное дело, что крупный бизнес все это как-то переживет. Продавать будет чуть дешевле, покупать чуть дороже, а финансирование станет гораздо более затратным. Все это болезненно, но терпимо. Просто резко понизится эффективность бизнеса. Ну и что… проведем еще небольшую девальвацию, снизим затраты и все будет ок.
А вот малому и среднему бизнесу в таких условиях что прикажете делать? Он не перекроется государственной помощью. А даже если она и будет, то, как у нас водится, то ли ОКВЭДы не всем подойдут, то ли еще как… Проходили.
Но главное здесь следующее: малый и средний бизнес дает работу миллионам россиян. Если проблемы начнутся, куды всем, кто кормится в нем, податься? На внутренний рынок? Так небольшой он. И не так чтоб уж совсем платежеспособный.
Чего прикажете тогда делать миллионам россиян, которые вдруг останутся без работы? Массово банкротиться? И куда потом податься? В госсектор? В управдомы?
Вы мне скажете: побойтесь Бога. О чем вы говорите?! Ну пострадают десятки или максимум сотни тысяч тех, кто работает с экспортом/импортом. И все. И вообще, просто в цепочках поставок появятся новые звенья. Те, кому абсолютно безразличны стандарты ESG.
Давайте честно. Не все малые или средние бизнесы работают на такой высокой марже, которая позволяет добавлять в торговые цепочки новые звенья. Мы хорошо понимаем: вокруг одного успешного бизнеса всегда работают десятки партнеров, предоставляющих различные сервисные услуги. Так что тут нужно включать мультипликатор. И поэтому ущерб понесут не только те бизнесы, с которыми автоматически перестанут работать их иностранные контрагенты, но и все те, кто вокруг.
Сегодня, пока все это еще не началось в полном объёме, хотелось бы спросить.
Друзья, а мы все понимаем, что все то, о чем мы тут пишем, это не абстрактная картинка? Нет. Увы. Это то, что будет с вероятностью 95%.
Ну знаете, мы все тут оптимисты.
А вдруг добрые и щедрые китайские коллеги помогут. А вдруг европейцам и американцам стыдно станет и они всех нас простят. А вдруг высадятся заботливые инопланетяне и всех нас помирят.
И чего остаётся? Надеяться на то, что Китай нападет на Тайвань и мы вдруг станем не самыми плохими парнями на свете? Или на то, что стандарты ведения бизнеса в мире вдруг изменятся? И специально подладятся под нас?
Самим не смешно?