Ждать ли нового военного конфликта в средней Азии или «новые приключения адекватных парней».
Запрещенное в России движение «Талибан», которое уже полтора месяца руководит Афганистаном, выступило с угрозами в адрес Таджикистана. Причиной стала словесная поддержка таджикскими властями антиталибского ополчения в Панджшере.
Не забываем, население Афганистана состоит не только из пуштунов, но и из таджиков, которые в островном заселяют север страны. Причем, если пуштунов примерно 40% населения, то таджиков – не менее 37%. Кроме того, в Афганистане порядка 9% узбеков и примерно столько же хазарейцев. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Таджикистану и его руководству небезразлично происходящее «за калиткой».
Ситуация на границе двух стран обостряется: президент Таджикистана Эмомали Рахмон принял там военный парад, а талибы перебросили в приграничные районы «для отражения потенциальных угроз» наиболее боеспособные силы.
По словам замминистра культуры и информации в правительстве талибов Забихуллы Муджахида, в приграничную с Таджикистаном провинцию Тахар были передислоцированы «десятки спецназовцев армии Мансури Исламского эмирата Афганистан для отражения возможных угроз». Судя по всему, такую активность талибов спровоцировало выступление президента Таджикистана Эмомали Рахмона на Генассамблее ООН.
Существует ли вероятность военного конфликта?
Не думаю. Ни талибам, ни Таджикистану это все совершенно не с руки.
Таджикистан входит в Организацию Договора о коллективной безопасности. В двух словах это означает, что Москва сделает все, чтобы не допустить каких-либо агрессивных поползновений – включая использование возможностей российской военной базы на границе Таджикистана с Афганистаном.
Так что все эти угрозы, скорее всего, так и останутся в статусе угроз.