Росстат опубликовал оперативную статистику
Конечно, коронавирус сделал эти данные пугающе негативными. И не только коронавирус.
За 11 месяцев 2020 года население уменьшилось на 574,8 тыс человек – это в 2 раза больше, чем год назад. Последний раз такая убыль населения наблюдалась в 2006 году.
Умерли 1,881 млн человек, что на 229 тысяч больше, чем год назад. И, судя по всему, большая часть этих смертей объясняется ковидом и его последствиями.
Мы предполагали, из-за того, что все сидят дома, рождаемость вырастет. Но, должен признаться, мы ошиблись. Может все и занимались полезными делами, но рождаемость из-за этого никак не выросла, а упала за эти 11 месяцев – на 5%. Это наводит на определенные грустные мысли.
По данным Росстата, в 2019 году на одну женщину приходилось 1,5 детей – антирекорд с 2008 года. Что еще более плачевно, это количество первых детей на женщину. Оно составляет всего лишь 0,66 – так мало их не было с 1999 года.
«Вымирание» российского населения – очень серьезный и долгосрочный удар по экономике.
1. Рождение детей обычно стимулирует покупательную активность. Так что российская «демографическая яма» чревата глобально низким спросом на все товары: от потребительских до недвижимости.
2. Низкая рождаемость ведет к снижению производительности труда, ведь убыль населения компенсируется притоком мигрантов, по большей части, низкоквалифицированных.
Вы мне скажете: как же так? В Люксембурге, Канаде, Австрии, Швейцарии коэффициент рождаемости еще ниже, чем в России. Живут же как-то люди, и очень даже неплохо.
Действительно, живут неплохо. Дело тут в другом. Чтобы люди продолжали хорошо (и даже лучше) жить, несмотря на снижение рождаемости, нужен рост производительности труда. Этому поможет только научно-технический прогресс. Если производства будут автоматизироваться, эффективность экономики будет высокая – тогда низкая рождаемость не проблема. Будут приезжать и высоквалифицированные мигранты, и доходы на душу будут расти.
Наше правительство изо всех сил пытается подстегнуть рождаемость, повышая материнский капитал. Но, на фоне падения уровня жизни, выплат в 466 тысяч рублей вряд достаточно, чтобы обеспечить ребенка. Более того, снижение рождаемости объясняется еще и меняющейся культурой россиян, которую материнским капиталом не изменить.
Что делать? Не подкупать людей материнским капиталом, а лечить саму болезнь – российскую экономику. Если сделать страну привлекательной ведения бизнеса и инвестиций, пытаться стимулировать приток квалифицированных кадров (точнее, прекратить их отток), то производительность труда начнет увеличиваться. Только так доходы могут начать расти, вместе с уверенностью в завтрашнем дне. А там, может, и рождаемость подрастет.
Пока мы не увидим реальных мер по спасению экономики, падение России в демографическую яму будет неизбежным и очень болезненным.