В ноябре она упала до 6,1%.
Напомню, что пик безработицы пришелся на август – тогда она достигла 6,4%, а в сентябре-октябре оставалась на уровне 6,3%.
По подсчетам Росстата, 78 тыс человек за этот месяц перестали быть безработными. Причем официально зарегистрированных безработных стало меньше на 337 тыс, что связано с прекращением выплат повышенных пособий.
Пару месяцев назад я удивлялся по поводу странных данных от Росстата:
“Доля официально зарегистрированных безработных до пандемии была 20%, а в сентябре выросла до 77%.”
Мне показалось неправдоподобным, в частности, что количество незарегистрированных безработных снизилось за пандемию в 2 раза (напомню, что в России кризис). Единственное объяснение такого перетока неофициальных безработных в официальные могли бы быть щедрые пособия.
Но повышенные пособия не выплачивают уже 2 месяца (с 1 октября) и те, кто ради них регистрировались, должны обратно уйти в неофициальных безработных.
Ради справедливости скажу, что, по данным Росстата, 15% официально зарегистрированных действительно ушли за октябрь и ноябрь. Но 15% – это не так уж много, ведь за время выплаты пособий число официально зарегистрированных безработных выросло в 5,5 раз. То есть по каким-то причинам большая часть безработных продолжили мучиться с бюрократией, хотя высокие пособия уже не платят.
Иными словами: до пандемии 20% безработных официально регистрируются, сегодня – 68% при том, что никакие дополнительные пособия не выплачиваются уже давно.
Почему при одинаково небольших пособиях доля официально зарегистрированных остается настолько высокой?
Мое предположение такое же, как и пару месяцев назад: неофициальных безработных, на самом деле, сильно больше. Методология Росстата устроена так, что большинство безработных не учитываются, и поэтому мы видим лишь небольшую часть тех людей, которые потеряли работу за пандемию.
Если брать весь народ, который не может найти работу, но не соответствует критериям Росстата, то безработица сегодня, очевидно, могла бы быть двузначной.
Тем не менее, не думаю, что наш министр труда лукавил, говоря, что «пик безработицы пройден». Он действительно пройден, судя по динамике показателей.
Сегодня безработица наверняка потихоньку снижается. Вопрос лишь в том, с каких значений… И вернется ли она когда-нибудь к допандемическому уровню?
@bitkogan