Вчера участвовал в одной конференции, где мне задали достаточно интересный вопрос: куда делась вся ликвидность с рынка?
Действительно, мы столько говорил и писали о том, что огромная масса ликвидности, образовавшаяся в результате мягкой монетарной политики регуляторов, не давала рынкам падать. Таким образом, надувался пузырь, который сейчас стремительно сдувается. Но вопрос – «а где деньги, Зин?!» – все равно будоражит неокрепшие умы.
Чтобы ответить на него, давайте спокойно посмотрим на сложившуюся ситуацию.
1. Коронавирус распространяется по миру. Сам по себе не самый опасный вид гриппа, тем не менее, он привел к тому, что почти месяц не работала значительная часть Китая, а теперь остальной мир начинает вводить беспрецедентные карантинные меры. Такого не было еще никогда.
2. Карантин ведет к приостановлению, а в отдельных случаях, к разрыву важных экономических, производственных и логистических цепочек. В результате множество компаний по всему миру недополучит прибыль или вообще разорится, что может привести к различным негативным последствиям: снижению дивидендов, дефлотам по обязательствам, масштабными сокращениями и, как следствие, ростом безработицы и т.д.
3. Стоимость будущих денежных потоков компаний по большей части была заложена в рост капитализации последних лет. Не исключаю, что во многих случаях эта стоимость была переоценена. И теперь рынок очищается от этой излишней премии – инвесторы переоценивают риски. Впрочем, не исключаю, что при ослаблении угрозы коронавируса все цены вернутся к прежним значениям очень быстро.
4. Сегодня мир, возможно, стоит на пороге глобальной рецессии. По моим оценкам, пара-тройка месяцев такого карантина может привести к очень серьезным последствиям. Правда, лично я верю, что до этого не дойдет. Тем не менее, настроения пока панические, особенно на фоне слухов о том, что из-за коронавируса могут быть закрыты биржи. Это заставляет людей интенсивнее выводить оттуда cash.
Вот вкратце то, что происходит.
А теперь про деньги. У меня есть следующая гипотеза, которая, впрочем, не претендует на истину в последней инстанции.
Гипотеза «Куда девались деньги». Изначально, когда акции начали валиться, ликвидность мощной рекой потекла в UST, золото и акции, который покупались под залог других акций. Недаром доходность первых упала до исторических минимумов на уровне (около 0,3%), а цены на золото – выросли до 8-летних максимумов (около $1700 за унцию). Это говорит о том, что в эти два инструмента утекла значительная доля денег из акций, корпоративных бондов, фьючерсов и опционов.
Однако это еще не все. Когда падение рынков ускорилось, доходности UST начали отскакивать вверх, а цены на золото поползли вниз (писал об этом вчера). Это означает, что ликвидности на то, чтобы закрывать дыры, возникшие в результате маржин-коллов, на руках у людей катастрофически не хватало.
И поэтому они пошли продавать уже все подряд, в том числе, золото и «трежерис». Деньги выводили даже из крипты. Не забывайте, что на срочном рынке США большая часть торговли идет «с плечом», и там на фоне такого падения индексов могли возникать колоссальные убытки.
Ликвидность утекла, преимущественно, по двум направлениям.
Во-первых, в UST и золото, во-вторых, в покрытие убытков, понесенных в результате маржин-коллов, т.е. принудительно закрытых позиций. Не забывайте также о том, что сегодня основная часть сделок на рынке совершается роботами, и это, как мне кажется, предопределило исход, который мы сегодня видим.
Вообще ситуация парадоксальная до забавности. На рынке свирепствуют роботы, а ситуация с ликвидностью – чисто человеческий момент. Ведь у людей так бывает очень часто: вроде бы кажется, что денег много, а оглянуться не успеешь – как их уже практически не осталось.